Перейти к основному содержанию

До фонаря!

Сами хоть знаете, чьи потомки вам светят вечером?

Доброго времени суток, граждане и гражданки, а также гендерфлюиды. Продолжаем занимательную урбанину в рамках ололокультурного лектория.

Сегодня мы поговорим об очень важном моменте — освещении улиц. Сами понимаете, мимо этой темы пройти никак невозможно, если говорить про устроение городов и всё такое. В общем, сегодня доколупываемся до фонаря. Включаем саундтрек и поехали.

По привычке, выработавшейся у меня за то время, что пишу про урбанину, сначала идут раскопки. Не буквально: когда я определяюсь с темой статьи, первым делом лезу в историю этого явления и копаюсь там.

А раз я уже вылез из машины времени, переходим к древним временам.

Тогда люди предпочитали стационарным источникам света на улицах использование осветительных мобильных девайсов.

Потому что это эргономично, удобно, персонализировано. Да и вообще, факел в руках раба, который бежит перед тобой по улице, освещая дорогу, — это показатель статуса. Многие и сейчас так захотели бы, наверное.

Что же касается зданий, то до определённого периода в городах по ночам освещались разве что участки улиц возле храмов. И то далеко не везде.

Во-первых, это было дорого. Во-вторых, нормальных фонарей уличных не находилось. Ну а в-третьих, периодически города горели так весело и с огоньком, что лишние источники открытого огня (ещё и без присмотра), мягко говоря, не приветствовались.

Факел на древнегреческой керамике

Такими темпами, с факелами и ручными фонарями, человечество передвигалось по ночным улицам аж до 1417 года.

Тогда мэр славного города Лондона сэр Генри Бартон издал исторически важный указ. Так и так, дорогие жители, крутитесь как хотите, но с 1 ноября по 2 февраля домовладельцы на определённых улицах должны развесить ночные фонари.

Было это дело хлопотное. Но развитие пошло как по накатанной.

Стали появляться фонарщики, которые ходили по улицам и обновляли потухшие светильники. Есть мнение, что именно благодаря этому указу стал разрабатываться новый тип фонарей: специально для улиц и с большим объёмом горючего вещества.

Почти через сто лет французы в Париже захотят повторить успех Лондона. Но не тут-то было. Их фонари тупо крали.

Так было найдено элегантное решение — в домах, находящихся на определённых улицах, просто запретили тушить свет на ночь в тех окнах, которые выходили на эту самую улицу. Более того, светильники должны были стоять на подоконниках, а не где-то в глубине комнаты.

"

"

В разные периоды календарный срок обязательств по освещению улиц менялся. Но суть оставалась та же.

К девятнадцатому веку появилась некая привычка. Жители больших городов Европы и Америки уже как-то привыкли: тут и там на улицах стоят масляные фонари, которые зажигают специально обученные люди.

Со временем обязательство по освещению отмирает. Зависимо от необходимости, его заменяют соответствующим налогом.

Этим занялись магистраты. Но сейчас нас не интересует детализация попилов, которые можно было провернуть на тендерах по установке и обслуживании систем уличного освещения. Важно другое.

Как раз к тому времени люди подобрали оптимальный дизайн уличного фонаря. Пускай методом проб и ошибок, но всё же.

Да-да, тот самый, к которому мы все привыкли — столбик с прифигаченной к нему сверху лампой. Или подвешенная на крюке коробка с прозрачными боками. Или ещё что-то, но в рамках такой конструкции.

Именно такого типа фонари разработал в семнадцатом веке Ян Ван дер Хейден из славного города Амстердама.

Кстати говоря, придумал он это не просто так. Дело в том, что Ян работал в пожарной охране. А что входило в её обязанности? Правильно — вылавливать из каналов горожан, которые туда периодически падали.

Каналов было много. Люди по ночам туда падали довольно часто. Так вот, предложил наш новатор освещать набережные каналов.

Зачем? Да так, чтобы местная пьянь меньше тонула. Идея всем понравилась, как и сам проект фонаря. Причём настолько вошла в массы, что по такому же проекту их в Амстердаме делали более ста лет.

Прорыв в осветлении городов случился в девятнадцатом веке. В 1792 году химик Уильям Мёрдок зачем-то засунул в перегонный куб кусок каменного угля и хорошенько прокалил его. Получился горючий газ, который не нашли где использовать. Ну как… Разве что в уличных светильниках.

Собственно, его так и называли: светильный газ. Система фонарей уже была привычной для горожан. Осталось подвести к лампам газ и вкрутить горелки.

Стильно, модно, красиво. Ну а там, где не было угля, светильный газ делали из жира разного происхождения — например, из-под кожи китов, тюленей и прочих моржей, заодно перебив огромное количество этих тварей. Люди такие люди.

Продолжалось вся эта антиэкологическая вакханалия, как вы понимаете, до появления электрических фонарей. Чудом уцелевшие моржи, киты и прочие носители жировой прослойки наконец-то выдохнули.

А вот градостроители и прочие урбанисты-капиталисты теперь развернулись по полной. Вместе с ними и дизайнеры подключились.

Для электрического фонаря не надо подводить громоздкие газовые рукава или трубы. Вовсе не нужны горелки, плюс ко всему — можно использовать более доступные материалы.

Красота, да и только. Дизайн фонарей стал неотъемлемой частью при разработке авторских проектов фасадов. Как-никак, на дворе уже XIX и XX века вот-вот вахту передадут друг другу. Расцвет модерна, арт-нуво и прочих финтифлюшкообразных украшений.

Однако и это прекрасное безобразие закончилось довольно-таки быстро.

В моду вошли лаконичные образы брутализма, конструктивизма и прочих -измов. И тут очень вовремя придумали новую разновидность электрических ламп.

Дело в том, что изначально фонари работали на постоянном токе. А вот сначала ртутные, а потом и люминесцентные лампы пользовали переменный ток. Это было удобно, яркость получалась выше и не так зависела от напряжения в сети.

К тому же, они могли быть разной формы, не обязательно типа груши. Всё это лишь играло на руку фонарестроителям и фонарепроектировщикам. Но тут появился такой момент, который было обязательно надо учесть.

В связи с тем, что разного типа фонари светили по-разному, и освещённость разных улиц получалась совершенно разной. Пришлось придумывать стандарты.

Эй, через какое расстояние нам ставить фонари в зависимости от мощности их ламп? А если подвешивать, то на какой высоте?

А если на столбе — то опять же, как высоко? Так, мало-помалу и образовались к середине ХХ века стандарты освещённости улиц в городах. Естественно, в разных странах они были разные. Да и в наше время есть мировые и региональные стандарты.

Но всё равно дело с этим сейчас обстоит куда лучше, чем, например, в 20-е годы прошлого века.

Завершить статью о фонарях, наверное, надо было каким-нибудь обзором современных фонарей. Или рассказать о проектах на ближайшее будущее (есть и такие). Но, по правде говоря, не очень хочется.

Думаю, каждый из вас в состоянии выйти вечером на свежий воздух и оценить разнообразие сегодняшнего освещения улиц. Так вот, когда пойдёте смотреть — подумайте о том, что каких-то 150 лет назад фонари были штукой крайне практичной.

И ставили их больше для того, чтобы пьянь не падала в каналы.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.