Перейти к основному содержанию

От СССР и дальше: как герой скрывает провалы власти. Часть 2

Человек-праздник отпущения

Герои и праздники ведут страну в будущее. Выбор их в большой степени предопределяет, куда именно пойдет страна. Набор сталинских праздников с неизбежностью приведёт страну к Сталину с этой или другой фамилией.

Создание праздников и героев — это игра власти в свою непогрешимость. При их наличии никто не сможет ни в чём власть обвинить. Она по правилу начальника всегда права. Она может заставить массовое сознание помнить о том, о чем она хочет, и забыть о том, о чем сама хочет забыть.

Праздники и герои — это заблокированные для массового сознания ошибки власти, которые она старательно скрывает. Зачем власти нужен герой или праздник? Они уводят внимание массового сознания от провала государственной системы и ее руководителей. До истины докопаться невозможно. Да и массовое сознание неспособно сделать это. Поэтому если негатив закрыть праздником, негатив станет закрытым для массового сознания, а праздник вот он — на виду у всех.

На сегодня точного числа погибших на войне не знает никто. Есть ещё и такие данные А.В. Исаева: «Во время боевых действий 1941-1945 годов погибло свыше 21 миллиона 600 тысяч советских военнослужащих. <…> По данным Минобороны России, на фронтах Второй мировой войны погибло чуть более 7 миллионов немецких солдат. Войска Италии, Румынии, Венгрии и других союзников Германии потеряли в общей сложности 1 миллион 468 тысяч человек 1.

Сопоставление немецких и советских потерь демонстрирует вину командования. Тем более наступающей армии требуется в несколько раз большее число солдат, чем армии защищающейся. Всё и навсегда засекретить нельзя. Это и ведёт к другим данным и другим выводам.

Но есть тайна, которую закрыли праздником — днём победы.

Депутат Госдумы Николай Земцов раскрыл рассекреченные данные Госплана СССР: «Общая убыль населения СССР в 1941-1945 годах — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Общая естественная смертность военнослужащих и гражданского населения за этот период могла составить более 10 миллионов 833 тысяч человек (в том числе 5 миллионов 760 тысяч — умерших детей в возрасте до четырёх лет). Безвозвратные потери населения СССР в результате действия факторов войны составили почти 42 миллиона человек» 2.

И смена числа погибших от того, кто правил в этот момент страной, была такой: «Сталин, исходя из недоступных нормальному человеку соображений, лично определил потери СССР в 7 миллионов человек — чуть меньше, нежели потери Германии. Хрущёв — в 20 миллионов. При Горбачёве вышла книга, подготовленная Министерством обороны под редакцией генерала Кривошеева, «Гриф секретности снят», в которой авторы называли и всячески обосновывали эту самую цифру — 27 миллионов. Теперь выясняется: неправдой была и она».

"

"

Полемика военных экспертов дает такой разброс цифр 3:

— Б. Соколов: «Согласно нашей оценке, сделанной на их основе, потери советских Вооружённых сил убитыми и погибшими составили около 27 миллионов человек, что почти в 10 раз превосходит потери вермахта на Восточном фронте. Общие же потери СССР (вместе с мирным населением) составили 40-41 миллион человек»;

— А. Исаев: «Всего было привлечено в Вооружённые силы 34476,7 тысяч человек. На 1 июля 1945 года в армии и на флоте оставалось 12839,8 тысяч человек, в том числе 1046 тысяч человек в госпиталях. Проведя несложные арифметические вычисления, мы получаем, что разница между количеством привлечённых в армию граждан и количеством числившихся в Вооружённых силах к окончанию войны составляет 21629,7 тысяч человек, округлённо — 21,6 млн человек»;

— К. Александров: «При оценке безвозвратных потерь необходимо опираться в первую очередь на результаты учёта погибших по картотекам безвозвратных потерь в IX и XI отделах Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) РФ. Таких личных карточек, как сообщил в марте 2009 года в разговоре со мной один из сотрудников IX отдела, более 15 млн (вместе с офицерами и политработниками)».

Поскольку даже военные специалисты не могут дать объективного числа погибших, поступим не так, перестанем искать точную цифру, поскольку для каждой конкретной семьи погибший был ужасной и невосполнимой потерей, миллионами других погибших всё равно этого нельзя ни оправдать, ни извинить. Для семьи один — это миллион, для государства миллион — это один.

Герои и праздники задают осмысленность окружающего нас мира. Это ярко демонстрирует смена того и другого, произошедшая с распадом СССР. Совершенно внезапно исчезают одни герои и праздники и появляются другие. Природный мир сохраняется, а социальный трансформируется.

Сталин лично занимался героями и их пантеоном. Первыми такими официальными героями стали лётчики-челюскинцы, получившими звание Героя Советского Союза. До этого героями становились без званий и орденов.

Формула героизма, возникшая в этот момент, получалась такой:

БЕДСТВИЕ (из-за неудачного планирования, подготовки, непрофессионализма и под.) + СПАСЕНИЕ = ГЕРОИЗМ

Вспомним феномен челюскинцев. Пароход «Челюскин» затонул 13 февраля 1934 года. Г. Олтаржевский пишет: «Хотя это должно было произойти гораздо раньше — по сути, «Челюскин» был обречён на гибель с самого начала. Сто человек, в том числе женщины и дети, оказались на льду зимнего арктического моря более чем в сотне километров от пустынного чукотского берега. Весь мир следил за этой эпопеей, почти не веря в её счастливый конец. Но произошло настоящее чудо, и людей удалость спасти» 4. Кстати, глава экспедиции О.Ю. Шмидт кричал на льдине, куда они высадились с частью еды: «Всё, это «вышка». Потерянный корабль нам не простят!»

Но простили и сделали героями. Героев в принципе в те времена «производили» активно. У Сталина была в голове такая условная «периодическая система». Это можно понять, что он предложил Довженко сделать фильм об украинском Чапаеве, на роль которого пришёл Щорс. То есть в идеале нужен был Чапаев всех национальностей страны, чтобы все получили от него «заряд» героического поведения, обладающий национальным духом.

Героем человека делает его гибель. Версий смерти Щорса было несколько: «Несмотря на заслуги, при жизни Щорс не был легендой. Прославленного героя из него сделали уже в конце 30-х. А посыл направил не кто иной, как «отец народов». После выхода фильма «Чапаев» Сталин рекомендовал Довженко поискать украинский аналог и прямо назвал имя Щорса. Зная о ключевой роли Сталина в создании легенды, не кажется удивительным засекречивание результатов эксгумации, проведённой в 1949 году по указанию Кремля. Приуроченный к 30-летию со дня гибели героя розыск могилы в Самаре и перезахоронение останков просто не могли сопровождаться обнародованием шокирующих подробностей его гибели. Зато это стало возможным в 60-е, после разоблачения культа личности Сталина в 1956 году» 5.

Есть и такой странный факт, который также нагнетает подозрения: «Ещё до таинственной гибели Щорса были расстреляны, убиты или умерли от неизвестной болезни (возможно, от отравления) все его ближайшие сподвижники — те, кто должен был оказаться рядом 30 августа 1919 года и защитить своего командира. На длительный период щорсовцы были преданы забвению, пока неожиданно не всплыли в литературе в середине 1930-х. На ту страшную эпоху пришлась усиленная героизация героя Гражданской войны — столько же неожиданная и необъяснимая, как и его кончина. Про Щорса снимали фильмы, писали книги, ставили в его честь памятники» (6, см.также 7). На Довженко доносили в НКВД 4 сентября 1938 г.: Довженко был пьян и говорил, что «перестаёт понимать, где враги, а где советская власть» 8. И ещё сказал так: «Что это за нация — украинцы?! Предатель на предателе!?»

Есть и ссылка на экспертизу, которая по идее должна была бы закрыть все вопросы, но она их только усилила: «Экспертиза, проведённая в 1949 году после эксгумации тела, подтвердила, что Щорса убили с близкого расстояния выстрелом в затылок» 9.

Герои всегда нужны массовому сознанию. Это модель правильного ролевого поведения, которая должна быть внедрена в массы. В «Марше весёлых ребят» есть такие слова В. Лебедева-Кумача:

Мы все добудем, поймём и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой.

Но реально конструируются не герои и не праздники, в этот период конструировался советский человек. Он должен был шагать по просторам родины, пользуясь этой сконструированной в его голове картой, чтобы не сказать фальшивой дорогой. Задачей пропаганды является добиться исчезновения всех сомнений. Когда у человека в голове уже заранее имеется ответ, у него нет места для чужой информации. Он всё знает, например, со времён школьного учебника.

Если война поднимала героя индивидуального, то послевоенное время уже пошло по более лёгкому пути, акцентируя силу коллектива, а не индивида. Как поется в песне Матусовского и Шаинского:

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!

Но герои есть не только в войне. Сталин всё время боролся с тем, что потом получило название космополитизма. Все герои и все изобретения должны быть нашими. При этом он действовал просто: они считают, что радио изобрёл Маркони, а у нас это будет Попов. Так и с паровозом (Черепанов, а не Стефенсон) и множеством других изобретений.

Сталин конструировал советского человека с помощью литературы и искусства, и особенно любил кино. Кино разговаривает с массовым сознанием без посредников, поскольку зритель погружается в его атмосферу, проживая там условную жизнь героя. Меняя правила жизни, без кино не обойтись. Литература типа «Павки Корчагина» тоже направлена на это же, но она позволяет человеку отвлечься, закрыть книгу, кино «выстреливает» в зрительный зал всё целиком, не давая возможности ни отвлечься, ни задуматься. Мы принимаем сказанное там без раздумий, а чтобы с ним спорить, требуются дополнительные интеллектуальные усилия (и время).

Сталин корректировал кинопродукцию, меняя даже фильмы по уже утверждённым сценариям. При обсуждении «Ивана Грозного» Сталин говорил Эйзенштейну: «Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Пётр I — тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Ещё больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы» 10.

И ещё слова Сталина: «Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть ещё решительнее».

Прямо история СССР получается в действиях царя, по крайней мере, оправдывается Сталин и его политика. И борьба против иностранного влияния, и за жесткость в обращении с элитой. То есть фильм на любую тему и о любом времени порождает выводы о сегодняшнем дне, программируя поведение зрителя в нужном направлении, поскольку зритель делает выводы о дне сегодняшнем, а не дне вчерашнем.

Массовое сознание не может и не умеет возражать. Это масса, объединённая на базе самых простых реакций. По этой причине любые методы разговора с ним с помощью искусства равняются хирургической операции, удаляющей ненужные мысли и интерпретации. Массовое сознание — пассивный игрок, который не может сам создавать и героев, и праздники, он должен получать их готовыми от активного игрока — власти.

Жена Эйзенштейна чувствовала, как всякая жена, опасность наперёд: «Жена Эйзенштейна Пера Моисеевна Аташева, посмотрев вторую серию ещё в рабочем зале монтажного цеха, жутко перепугалась. Она бросилась в Кратово на дачу Эйзенштейна и сказала ему: «Старик, что вы делаете? Он вам этого не простит. Он сейчас победитель. Европа у его ног. (Это буквально её слова — она пересказывала этот эпизод нам с Лёней Козловым). И он вам эту картину не простит». Эйзенштейн жутко разозлился и сказал: «Вот что. Когда вы будете делать вашего «Грозного», вы сделаете, как он хочет, а я сделаю, как я хочу. И вообще вам больше машины в Кратово не будет с такими вашими заявлениями». И Аташева в слезах вернулась в Москву в ожидании, что завтра Эйзена просто возьмут…» 11.


Литература

1 Танатарова О. 1923 год – почему после Великой Отечественной его называли годом рождения мертвецов

2 Гутионов П. Победа предъявляет счет

3 Соколов Б. и др. «Основную долю погибших составили именно военнослужащие». Уточненные подсчеты числа погибших в Великой Отечественной войне

4 Олтаржевский Г. Полярное расстройство: пароход “Челюскин” погиб не зря

5 Шатрова Ф. Гибель Щорса: кто “заказал” убийство красного командира

6 Окунев Д. «Голова обвязана, кровь на рукаве»: как погиб комдив Щорс

7 Антонов В.С. Снова о гибели Щорса

8 Зінченко О. Щорс. Таємниця смерті та початок міфу

9 Романов П. Революция в роли свахи. Щорс и Фрума

10 Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее… Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма”Иван Грозный” 26 февраля 1947 г.

11 Векслер Ю. Фильм Эйзенштейна, музыка Прокофьева

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.