Перейти к основному содержанию

Не только Морриконе. Не просто рингтон для фильма

Подождали ради приличия

Несколько дней назад лента в очередной раз окрасилась траурными постами и свичечками.жпг по поводу ушедшего из жизни Эннио Морриконе — автора саундтреков к более чем 150 фильмам и сериалам. И тут мне подумалось: а что, собственно, известно моему немногочисленному читателю о саундтреках как таковых. Потому тема сегодняшнего околокультурного ликбеза — музыка к фильмам, альбомы саундтреков и всё, что к этому относится. По традиции, включаем трек для настроения и поехали. Сегодня это музыка из фильма «Однажды в Америке», авторства Эннио Морриконе, конечно же.

Логично было бы предположить, что саундтреки как явление появились в то же время, когда и звуковые фильмы. Однако нет. До появления звука в фильмах владельцы кинотеатров нанимали тапёров, которые во время показов играли на пианино мелодии, подчёркивающие атмосферу фильма. Обычно это были несложные мотивы, простые в исполнении. Но были и исключения — в 1908 году Камиль Сен-Санс написал произведение специально для исполнения при показе фильма, L'assasinat du duc de Guise (Убийство герцога де Гиза). Можно сказать, что это и был первый официальный саундтрек. Естественно, что с появлением возможности добавлять музыку и песни непосредственно в звуковую дорожку кинофильма сделало востребованными композиторов, которые могли написать тематическую музыку на заказ. Это было абсолютно новое направление, которое многими признанными композиторами воспринималось как нечто несерьёзное, своего рода халтурка, подработка. С другой стороны, это был шанс для начинающих авторов выйти на принципиально новый уровень своего творчества. Постепенно сформировался целый пласт качественной музыки к фильмам, и «почтеннейшей публике» ничего не оставалось, как признать, что это не просто «музыка тапёров», а отдельный жанр со своими особенностями.

Laura Palmer's Theme - Angelo Badalamenti (Twin Peaks OST)

Если вернуться к истории развития саундтреков, то знаковым для этой темы был фильм, выпущенный Уолтом Диснеем в 1937 году — «Белоснежка и семь гномов». Дело в том, что впервые песни из фильма были выпущены на пластинках и продавались именно как то, что в будущем назовут «саундтрек». Кстати говоря, эта серия пластинок была достаточно успешна коммерчески. Так началась эра саундтреков-альбомов. При подборе саундтрека зачастую стал учитываться момент, насколько композиционно подходит один трек к другому, как это будет звучать не просто во время фильма, но и при прослушивании альбома. С определённого момента авторы фильма стали планировать не только то, в каком жанре будет фильм и музыка к нему, но и то, какой тип саундтрека будет оптимальным. Сформировались несколько типов саундтреков — когда основой саундтрека является кинематографическая версия мюзикла (например, Singing In The Rain); когда основой являются музыкальные темы (Psycho), когда в саундтреке смешаны как инструментальные композиции, так и песни. Также отдельным типом можно выделить саундтреки, состоящие из песен разных авторов, объединённые только сюжетом фильма (Криминальное чтиво).

"

"

Всё бы ничего, но до появления лонг-плей пластинок выпуск музыки к фильмам в качестве отдельного коммерческого продукта был проблематичным чисто технически. А вот когда появились виниловые «гиганты», вот тогда-то индустрия по выпуску и продаже альбомов с пометкой «OST» (Original Sound Track) развернулась на полную силу.

Обложка альбома OST «Apollo 13»

Изначально выпуск саундтреков к фильму имел чёткую задачу — это был маркетинговый ход, который повышал интерес к недавно вышедшему (или ещё не вышедшему) кинофильму. Это были своего рода тизеры к фильму, потому коммерческий успех выпускаемых альбомов и отдельных композиций был крайне важен не только для авторов музыки, но и для владельцев компании, которой принадлежали права на новый фильм. Таким образом, к 70-м годам прошлого века принять участие в записи треков к голливудским фильмам было заветной мечтой для огромного количества как начинающих, так и уже сложившихся музыкантов и композиторов. В подтверждение этих слов — если посмотреть музыкальные чарты того времени, то в них мы увидим в них достаточное количество ОST к фильмам, и не обязательно для широкого экрана, но и к телевизионным, что абсолютно неудивительно, так как с появлением и популяризацией телешоу и телесериалов индустрия саундтреков естественным образом распространилась и на эту сферу современной культурной жизни. Такая тенденция — популярность саундтреков к сериалам и телешоу — никуда не делась и сегодня.

True Detective – Intro / Opening Song – Theme (The Handsome Family – Far From Any Road)

Но не фильмами едиными, как говорится. Использование в шоу-бизнесе последних телевидеотехнологий сделало популярным в конце прошлого века ещё одну разновидность саундтреков — это записи лайв выступлений музыкантов. Каждое из таких выступлений имеет свои особенности, своё уникальное звучание, что делает саундтрек такого шоу востребованным в качестве отдельного продукта. Один из самых ярких примеров тому — запись благотворительного концерта Live Aid, 1985 г., которая разошлась огромными тиражами.

Есть ещё одна разновидность саундтреков, о существовании которой, как мне кажется, многие и не слышали — это саундтрек к книгам и графическим романам аkа комиксы. Написание музыки для чтения как идея далеко не нова. Об этом велись разговоры всякоразными экспериментаторами и авангардистами ещё с начала ХХ века, однако реализовать эту идею полноценно впервые получилось только в 1995 году, когда Крейг Рассел написал симфоническое произведение для чтения под него цикла книг Дж.Р.Р.Толкиена о хоббитах. Может быть, есть и более ранние саундтреки для книг, однако я таких фактов не нашёл. А вот последователи у Крейга Рассела есть. Так, например, саундтрек к книге популярного фэнтезийного романиста Брэндона Сандерсона «Путь королей» был написан коллаборацией композиторов «Чёрная волынка». Причём финансировался проект через Kickstarter и собрал более 112000 долларов. Также есть официальные треки к романам Рона Хаббарда, Урсулы Ле Гуин и других писателей, которые выходили с благословения самих авторов. Что же до саундтреков к комиксам, то здесь всё началось также в 90-е, когда Лукасфильм решил провести эксперимент и пригласил для написания саундтрека к комиксу «Star Wars: Shadows of the Empire» композитора Джоэла Макнили. Идея так и осталась по большей мере экспериментальной, однако время от времени в разных частях света выходят комиксы, к которым прилагается диск с оригинальным саундтреком. Причём как у популярных мегабрендов типа DC, так и у малоизвестных бразильских или японских изданий.

Саундтрек к одному из ограниченных тиражей комикса Hellblazer

Ну и как же не вспомнить о любимых нами компьютерных играх и саундтреках к ним. От простых рингтоноподобных звуков, издаваемых первыми игровыми приставками, и до полноценных симфонических произведений в последних шедеврах игровой индустрии саундтреки идеально (или не очень) дополняли игровой процесс. Однако вспомнить-то вспомнил, но писать об этом я сейчас не буду, так как в планах полноценный ликбез по музыке в видеоиграх. К тому же, анмасс-задротская аудитория моих статей тут же начнет обижаться, что не вспомнил их любимую игрушку. Потому сегодня главное — это то, что индустрия написания саундтреков к компьютерным играм не менее развита, чем саундтреков к фильмам или телешоу.

Таким образом, дорогой мой немногочисленный читатель, как ты мог уже понять, саундтрек, иногда называемый также «рингтоном для фильма/игры», это куда как больше, чем просто музыка, подходящая для более полной передачи атмосферы фильма или шоу. Это полноценный музыкальный жанр, это индустрия огромных размеров, со своими наградами, кумирами, авторитетами и даже париями. Сегодня невозможно представить себе ни одной компьютерной игры без качественного саундтрека, ни одного сериала или фильма. Любой современный медиапродукт уже давно не является монопродуктом. Это устойчивый конгломерат, состоящий из продуктов, относящихся к различным сферам культуры — музыка, литература, графика и так далее. И каждый из них должен дополнять все остальные, гармонизируя структуру.

Вот такой вот получился ликбез. Ну а если у вас есть желание дополнить или возразить — не сдерживайте себя, пишите комментарии.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.