Перейти к основному содержанию

Бобби Сокcерс: история о подростках

Пока нейлон не испарился в военном мраке

Что, не ждали? Меня сдвинули с воскресенья, но так сложилось исторически. Давайте начнём эту рабочую неделю вместе. Тем более, сегодня я бы хотел порассуждать на тему культуры потребления.

В современном мире товары для подростков — это огромный рынок, на котором бьются за внимание покупателя целые монстры-корпорации.

Голос и белые носки

Однако так было не всегда. До определённого момента подростки не рассматривались как субъекты рынка, а просто как дополнение к родителям, грубо говоря. Рекламщики стремились завладеть вниманием именно почтенных родителей, не беря в расчёт интересы подростков. А вот изменился такой подход с появлением одной достаточно интересной субкультуры — чисто девичьей, чисто американской.

Случилось это из-за того, что именно в середине сороковых один голубоглазый певец с бархатным баритоном перешёл в настоящее наступление. Даже блицкриг. Парень завоевал сердца девочек-подростков до такой степени, что когда он выступал в нью-йоркском Paramount Theatre в октябре 1944 года, сотням полицейских пришлось сдерживать 30 тысяч фанаток-подростков, которые пришли услышать этот «Голос».

Да-да, The Voice — именно такое прозвище было у Фрэнка Синатры в среде его почитателей в то время. Девчонок, которые с ума сходили из-за Фрэнка, называли «Бобби-Соксерс». Никакой аналогии с футболом или бейсболистами — прозвище приклеилось из-за моды на белые носки, собранные на лодыжках.

"

"

В современных нечастых упоминаниях этой субкультуры они показываются просто фанатками-пустышками. Хотя несомненно, это движение было первым во многих направлениях — родоначальник именно подросткового феномена, включающий одновременное поклонение знаменитости, определённый дресс-код и подчёркнутую независимость от взрослых.

Так что вполне логично, что саундтреком сегодня будет... Очевидно же, Фрэнк Синатра. Искренне ваш, капитан Очевидность — поехали.

Фон для будущей легенды

Промышленное производство времён Второй мировой войны оживило экономику США — у людей банально появились свободные деньги в карманах. Где взрослые, там и подростки, естественно. Они стали получать карманные деньги, которые они тратили в кино, в кафешках и на концертах, куда они ходили, чтобы увидеть своих любимых певцов. В обществе формировалась совершенно новая платёжеспособная группа. Маркетологи и рекламщики того времени решили, что пора не просто понять эту неоперившуюся молодёжь, но и сформировать её вкусы.

Появление в сентябре 1944 года журнала «Seventeen» стало своего рода официальным признанием того, что девочки-подростки являются полноценной потребительской группой. Пока девочки бегали за Фрэнком, рыдая над его помятой фотографией, киноиндустрия бегом поднапряглась и персонифицировала бобби-соксерс. А чего стоять, кого ждать? Запах денег быстро выветривается из помещения.

Ширли Темпл стала живым олицетворением субкультуры после главной роли в мегахите 1947 года «Холостяк и Бобби-Соксер». Ширли сыграла классическую упрямую девочку-подростка из США середины прошлого века.

Фанатки, которые атаковали Paramount Theatre во время выступления Синатры, вполне могли узнать в ней себя — всё тот же взгляд на мир представителя среднего класса. И это в сочетании со свободой самовыражения, модной одеждой и, конечно же, носочками для танцев. Невозможно, да и бесполезно пытаться рассказать о Бобби-Соксерс в отрыве от истории о том, как популярная культура и реклама впервые восприняли подростков всерьёз.

Ширли Темпл в образе бобби-соксер

Чтобы получить представление о том, какой была популярная музыка 1940-х годов, что слушали бобби-соксерс помимо Синатры, стоит упомянуть такие коллективы, как оркестры Глена Миллера и Томми Дорси. Это была также эра певцов-красавцев, которые периодически появлялись на киноэкране, где фанатки могли не только слышать, но и видеть своих кумиров.

Бинг Кросби, Микки Руни, Ван Джонсон — это были безусловные небожители того времени ровно до того момента, пока на музыкальном Олимпе не появился «Голос» — Фрэнк Синатра. Он начал с Оркестра Братьев Дорси, а затем ушел заниматься сольной карьерой. К 1943 году Синатра стал центральным предметом обожания девочек-подростков. Неудивительно, что в 1944 году, в год его выступления в Paramount Theatre, чуть не вызвавшего массовые беспорядки, официальная организация «Bobby Soxers of America» признала Фрэнка «Человеком года».

Синатра и его поклонницы

Предшественницами кричащих, падающих в обморок фанаток «Битлз», которые будут заполнять концертные залы и стадионы на протяжении поколения, стали именно бобби-соксерс. Помимо всего остального, они известны тем, что массово падали в обморок от Фрэнка Синатры… да и других знаменитостей мужского пола. Обморок был публичной демонстрацией увлечения кумиром. В процессе этого небольшого представления надо было соблюдать канон. В обязательном порядке девушка должна была:

  • резко взмахивать руками;
  • выкрикивать имя певца;
  • картинно положить руки на лоб или щёки;
  • ошеломлённо упасть на землю.

Весело, в общем. Одна бывшая бобби-соксер вспоминала в своём интервью, как она со своими подругами «практиковались в обмороке» перед концертом Синатры. Дома, конечно же. Так вот, пока играла песня старины Фрэнка, девчонки учились падать в обморок наиболее эффектно и максимально вовремя. Фан-клубы, знаменитые журналы и новые фильмы всячески подпитывали увлечения бобби-соксерс фотографиями кумира и статьями о нём, не говоря уже о целевой продаже новых альбомов и лучших билетов на концерты.

Некоторые раздражительные взрослые объясняли истерику бобби-соксерс по поводу Фрэнка Синатры как признак расцветающей сексуальности и были обеспокоены той страстью, которые молодые девушки выражали по отношению к «трубадуру в бабочке», а семейные психологи предупреждали родителей о «гипнотической силе голоса Синатры». К счастью отцов семейств, Синатра женился, и многие родители перестали расценивать обмороки девочек на концертах как прямую угрозу невинности своих бобби-соксер дочерей.

Старость не радость

По мере того как фанатская аудитория Синатры постарела, его огромная популярность пошла на убыль, но не исчезла. И точно так же, как бобби-соксерс обеспечили карьеру для одной из самых известных звёзд американской популярной культуры, тенденции, которым они следовали, и предметы, которые они покупали из-за своего увлечения, подтвердили тот факт, что маркетологам не стоит упускать из вида подростковый потребительский рынок.

Бобби-соксерс было бы легко заметить в кафе или кинотеатре из-за их своеобразной «униформы», включавшей в себя, конечно же, белые высокие носки, которые, кстати говоря, пришли на замену чулкам по одной простой причине — нейлон стал необходим для военного производства. Шла Вторая мировая война, как-никак. Как правило, такие носки носили с балетками. Обязательным предметом одежды был свитер Shetland с синими джинсами или юбкой-пуделем, а также модный браслет с именем и фамилией девушки или её инициалами.

Соответствие моде было краеугольным камнем культуры Бобби-Соксерс, потому что, в отличие от предыдущих поколений, эти девочки-подростки были сосредоточены на том, чтобы вписаться в среду себе подобных. Это беспокойство подростков по поводу их внешности имеет смысл, учитывая, что они каждый день общались в школе больше, чем когда-либо прежде.

Но на все эти вещи, не считая пластинок и постеров со своим кумиром, нужны были деньги. В дополнение к карманным деньгам, выдаваемым родителями, девочки-подростки частенько подрабатывали, присматривая за детьми. Спрос на беби-ситтеров начал активно расти после того, как в 1944 году начался бэби-бум.

Хотя большинство бобби-соксерс не работали полный рабочий день, их доходы не ускользнули от внимания рекламодателей и популярных средств массовой информации. В частности, всё тот же журнал Seventeen постоянно публиковал советы для подростков по выбору одежды, косметики или причесок именно для бобби-соксерс. Маркетинговый отдел этого журнала с самого своего появления регулярно проводил опросы в среде бобби-соксерс по всей стране об их привычках в расходах, интересах, образовании и стремлениях.

Обложка журнала «Seventeen», 1944 год

Публикации журнала «Seventeen», нацеленные на бобби-соксерс, работа их маркетингового отдела стали своего рода стандартом для будущих молодёжных СМИ. Хотя в 1950-х мода на бобби-соксерс исчезла, однако она оставила после себя не только память о коллективном увлечении Фрэнком Синатрой — помимо этого появился целый рынок товаров, рассчитанный специально для подростков, которые обрели свою субъектность.

Рубрика "Гринлайт" наполняется материалами внештатных авторов. Редакция может не разделять мнение автора.

У самурая нет цели, есть только путь. Мы боремся за объективную информацию.
Поддержите? Кнопки под статьей.